РЕЦЕНЗИЯ №1 Люди,
неравнодушные к кино, сейчас охвачены двумя модными темами: «Шьямалан
лопнул, распространяя вокруг себя миазмы» (по поводу «Девушки из воды»)
и «Вуди Аллен сдулся, впав в старческий маразм» (по поводу
«Матч-пойнта» и «Сенсации»). В любой модной теме есть доля правды, но
главное в ней – чей-то непомерный субъективизм, внедренный в мозги
сограждан тем или иным хитрым способом. Подвергнутые обработке,
огромное количество сограждан пытается выдать модную тему за свои
собственные умозаключения – даже не пытаясь, на самом деле, чего-то там
умозаключать. Со Шьямаланом мы уже разобрались несколько дней назад (см. ссылку, обозначенную выше). Давайте разберемся с Алленом.
Сюжет фильма прост, и он таков. Лондон. Определенные слои
охвачены тревогой по поводу «Убийцы Таро» - серийного киллера, на счету
которого бог знает сколько загубленных девичьих жизней. Американская
студентка-журналистка Сондра Пронски попадает на представление
известного иллюзиониста Сплендини (на самом деле – закомплексованного
еврея Сида Уотермана). Ее засовывают в кабинку, где она должна
дематериализоваться на потеху публике, а потом – опять
материализоваться на радость себе. В процессе дематериализации она
неожиданно сталкивается с духом умершего недавно журналиста Джо
Стромбела, который сообщает ей потрясающую новость: оказывается,
«Убийца Таро» - известный всем аристократ Питер Лаймен. Натурально,
Сондра тут же бросается на цель: еще бы, такая сенсация! В случае
успеха, именная правительственная пенсия обеспечена! Бросается,
впрочем, не одна: старый еврей Сплендини не может позволить девушке
одной барахтаться в объятиях аристократа. Он, старый еврей, должен быть
рядом. Второй фильм подряд Аллен эксплуатирует сюжет «Американской
трагедии» Драйзера. Для оправдания старика следует сказать: это не
единственное, что он эксплуатирует. Корабль Феллини – лишь самая
очевидная из аллюзий. Вуди тырит у великих с такой детской
непринужденностью, что бессмысленно его ловить за руку. Конечно, это не
простое воровство. Конечно, он творчески переосмысливает наследие. А
что делать? Все основные сюжеты мировой культуры придумали еще древние
греки, не оставив современным творцам иного шанса, кроме как тырить
друг у друга. Главное – как это делается: чисто рефлекторно или с
какой-то интересной концепцией. Но все же, давайте вернемся к главному вопросу наших
посиделок: сдулся ли Вуди Ален? На мой взгляд – совершенно нет. Ясно,
что «Сенсация» - не самая яркая строка в его резюме. Но никакой
последовательной деградации в его карьере фильм не демонстрирует. Стоит
изучить алленовскую фильмографию, чтобы убедиться: начиная с 70-х
годов, она представляет собой почти безупречную синусоиду, в которой
величие перемежается спорностью. «Сенсация» - не худший вариант:
вспыхивающие то там, то тут фирменные алленовские диалоги, живая
интрига, общая насмешливая интонация, замечательная Скарлетт Йоханссон
и на удивление внятный Хью Джекмен – нет, друзья мои, так не сдуваются
классики!
РЕЦЕНЗИЯ №2Предыдущий
фильм Вуди Аллена "Матч поинт" вызвал определенные нарекания большей
части поклонников этого режиссера. "Что это за, блин, Роберт Олтмен
какой-то вместо нашего старого доброго Вуди, - спрашивали они и
раздраженно наливали себе пятичасовой чай с шестичасовыми плюшками, -
вот ведь, блин, до чего въелась уже эта англичайщина в нас, старых
добрых американцев".
И Аллен то ли внял гласу народа (что на него не похоже), то ли
так и было задумано: заметный шаг в сторону, который должен изящно
оттенить шажок в традиционном направлении. Потому что "Сенсация" -
несмотря на то что фильм также снят в Англии и в основном с английскими
актерами - это уже именно старый добрый Вуди Аллен. Более того, если
перед "Сенсацией" посмотреть "Матч поинт", становится видно, насколько
эти фильмы похожи. Но чтобы тщательно все проанализировать, давайте
сначала о сюжете...
Сондра Прански (Скарлетт Йохансон) - американка, приехавшая в
Лондон к друзьям. Нет, вы неправильно догадались, она вовсе не
собирается стать актрисой, но зато собирается стать известной
журналисткой, для чего встречается со всякими знаменитостями и пытается
взять у них интервью. Но знаменитости подло используют юное дарование в
своих целях - вот тут вы правильно догадались, - после чего нахально
исчезают, не оставив в руках Сондры никакого интервью, кроме привкуса
победы на губах, из которого статью при всем желании не слепишь.
Как вдруг в один прекрасный момент Сондра, забредя от скуки на
представление чудаковатого фокусника Сплендини (Вуди Аллен), попадает в
"волшебный" телепортационный ящик, где ей вдруг является дух недавно
умершего знаменитого журналиста Джо Скромбела (Йен Макшейн).
Выяснилось, что Скромбел, плывя вместе со Смертью на корабле в компании
таких же неофитов того света, узнал совершенно невероятную сенсацию.
Оказывается, Питер Лаймен (Хью Джекман) - молодой лондонский аристократ
- и есть тот самый серийный убийца молодых брюнеток, который на месте
преступления оставляет карту таро, из-за чего его и прозвали Убийца
Таро.
Разумеется,
Скромбел, как профессиональный журналист, не мог позволить, чтобы такая
потрясающая сенсация пропала, поэтому несколько продлил свое пребывание
на земле - хотя бы и в виде духа - и появился на представлении, чтобы
подарить эту важнейшую информацию начинающей журналистке.
Сондра в шоке. Она прекрасно понимает, что теперь может в
мгновение ока вознестись к самым вершинам журналистской профессии, ведь
сенсация у нее уже в кармане. Но для этого нужно познакомиться с
Лайменом, вывести его на чистую воду, сцапать с поличным и все такое.
Фокусник Сплендини, которому Сондра рассказала эту историю, тоже в
шоке, но по совершенно другому поводу. Он считает, что Сондра не должна
так рисковать. Но девушку манят открывающиеся перспективы, поэтому она
уговаривает фокусника, чье настоящее имя Сид Уотерман, помочь ей, и
тому ничего не остается, как таскаться вслед за Сондрой, выдавая себя
за ее папашу.
На счастье (или беду) Сондры Лаймен сразу проникся интересом к
молодой журналистке, и у них закрутился роман. Теперь Сондре, с одной
стороны, легче проводить расследование, но, с другой стороны, она
подвергается серьезной опасности. Если, конечно, этот аристократ,
собирающий старинные музыкальные инструменты, и есть тот самый Убийца
Таро.
***
Как видите, с какой-то стороны, все очень похоже на "Матч
поинт". И даже все та же Скарлетт Йохансон - новая муза мэтра Вуди
Аллена - в качестве главного персонажа. Только она теперь не начинающая
актриса, а начинающая журналистка, но это не играет особой роли. (Вроде
каламбур получился вполне изящный.) Также по-прежнему присутствуют
высшее общество (уже в лице Хью Джекмана, которому это общество, как ни
странно, даже к лицу), вполне оживляющие повествование убийства,
определенные загадки, везение и классическая музыка - на этот раз в
виде "Лебединого озера" как символа лебединости песни Питера Лаймена.
Но одновременно - это совершенно другой фильм. Потому что тут
Аллен снова вышел на первый план со всем своим очаровательным
еврейством, бесконечными жалобами и рефлексией, а также, как и
полагается, традиционным фонтаном острот. Впрочем, нужно признать, что
и план уже не самый первый (скорее все-таки второй), да и фонтан острот
превратился в скромную струйку, но тем не менее это старый добрый Вуди
Аллен, он самый, собственной персоной.
Вот теперь фильм по стилю чем-то напоминает мое любимое
"Проклятие нефритового скорпиона". Даже фокусник присутствует, только
на этот раз престидижитатором стал сам Вуди. И сейчас Аллен уже дает
развернуться остальным актерам: в данном случае - Йохансон и Джекману.
Больше, правда, Йохансон. Ей он даже уже разрешает острить - в паре с
собой, разумеется. Ранее в своих фильмах Аллен персонажам такие
вольности не позволял: они, как правило, подавали реплики, а сам Аллен
в ответ на них острил.
Многие
рецензенты прямо-таки восхищаются игрой Скарлетт в этом фильме - я с
ними вряд ли соглашусь. Роль как роль, ничего особенного. В "Матч
поинт" она мне понравилась значительно больше, а здесь, как и во многих
других фильмах Аллена, где присутствует сам Вуди, остальные актеры -
они вроде как для мебели. Причем это вовсе не говорит о том, что они -
неважные профессионалы. Просто с Алленом по-другому не получается. Что
Хелен Хант, что предыдущая блондинистая муза Аллена Шарлиз Терон - все,
находясь рядом с ним, только оттеняли искрящийся талант маленького
рефлектирующего нью-йоркского еврея, как он сам себя именует.
Но давайте все-таки о самом фильме. Он получился, на мой
взгляд, вполне симпатичный. Любители творчества Вуди Аллена, к коим я,
безусловно, отношусь, облегченно вздохнут и скажут: "Старый поц бороды
не испортит", имея в виду, что налицо - традиционный и традиционно
любимый Вуди. Он слегка отошел на второй план, но ему совершенно точно
еще рано уходить за кулисы. Кроме того, как самопародия на "Матч поинт"
- это еще более забавно и симпатично, хотя фильм вполне можно смотреть
и без предварительного просмотра "Матч поинт".
Пубертатные юноши и половозрелые мужчины, которым Аллен до
фонаря, отдадут должное явной сексуальности Йохансон, ее такому родному
американскому акценту в окружении странного английского, на котором
почему-то принято говорить в Англии, а также придут в восторг от
викториански закрытого красного купальника.
Девушкам вполне понравится Хью Джекман, который, как я уже
сказал, выглядит вполне достойно в роли молодого английского
аристократа, хотя для нас с Бубликом это было несколько неожиданно.
Ну и плюс - все дружно будут мучиться вопросом, убийца ли
Лаймен, или старый журналист что-то опять налажал по своей
журналистской привычке.
Но должен признаться честно! Все эти красные купальники, карты
таро, почившие в бозе журналисты, викторианские замки, убитые
проститутки, "Лебединое озеро" и прочая лабуда - совершенно меркнут по
сравнению с главным зрелищем фильма: Вуди Аллен, едущий в "Смарте"! Вот
это действительно совершенно смертельный номер!
А знаете ли вы, что... - Тэглайн картины гласит: "Идеальный мужчина. Идеальная история. Идеальное убийство."
|