Главная » Статьи » Мюзиклы Хью |
Статья с фото о Мюзикле "Оклахома!"
![]() музыка: Richard Rodgers (Ричард Роджерс) либретто и песенные тексты: Oscar Hammerstein II (Оскар Хаммерстайн II) Жил-был Ричард Роджерс. Он был одним из известнейших американских композиторов-создателей музыкальных комедий в первой половине ХХ века. У него был постоянный творческий партнер — Лоренц Харт, который писал тексты к этим комедиям. И жил-был Оскар Хаммерстайн II, писавший оперетты и почивавший на лаврах славы, пришедшей к нему в 1927 году, когда он вместе с композитором Джеромом Керном написал музыкальную комедию "Show Boat" — один из самых известных американских музыкальных спектаклей и поныне. Шел 1942 год, и музыкальные комедии Роджерса и Харта были на пике своей популярности. ![]() Первая постановка их работы состоялась в марте 1943 года в городе Нью-Хэван, штат Коннектикут. Она называлась "Мы уходим прочь" ("Away We Go"). Режиссером был Рубен Мамульен, хореографом — Агнес де Милль, тогда еще никому не известный. Декорации выполнил Лемюэль Айерс. Керли играл Альфред Дрэйк, Лори — Джоан Робертс. В ходе постановки было сделано несколько существенных изменений. Был вырезан номер "Boys and Girls Like You and Me" — дуэт главных героев, а вместо него был написан знаменитый хор "Оклахома!", который тут же приобрел такую популярность, что было решено изменить название спектакля. ![]() Жанр "Оклахомы!" был определен как классическая "американская музыкальная комедия". Это название было известно публике: оно означало веселые танцы, красивые костюмы, легкую музыку, остроумные тексты и отсутствие какой-либо серьезной тематики. Но неожиданно на сцене появилась простая сельская сцена: ковбой и женщина, взбивающая масло, танцы начинались только через сорок минут, и то девушки танцевали в простых костюмах, соответствующих эпохе, а не полуобнаженными, как это полагалось в "музыкальной комедии". Правда, в балетном отрывке в конце первого акта танцовщицы, не отягощенные одеждой, все же появились, но в качестве воплощения кошмара главной героини. Несмотря на внесение драматического элемента в сюжет (в спектакле имелась сцена убийства), мюзикл пропитан юмором, причем не тем плоским "американским" юмором, который мы теперь можем наблюдать в голливудских комедиях, а остроумной игрой слов, комедией ситуаций, недомолвок и подтекстов без всякой пошлости. ![]() Американцы приняли "Оклахому!" как новое слово в театре. Ее уже не называли музыкальной комедией. Сами авторы предложили новый термин — музыкальный спектакль (musical play). Или еще короче — мюзикл. Итак, мюзикл родился. Новизна "Оклахомы!" состояла в особенности ее композиции, благодаря которой шоу и стало родоначальником нового жанра. В традиционной музыкальной комедии песни являлись вставными номерами, имеющими мало отношения к сюжету. В "Оклахоме!" песни раскрывали характер героев лучше и интересней, чем это можно было бы сделать путем диалогов, они были непосредственно связаны с ходом действия. Именно эта особенность — значимость песен — стала определяющим моментом в истории мюзикла, и под конец привела к появлению "полностью поющихся" ("sung-through") мюзиклов, в которых просто нет прозаических диалогов и знаменитыми родоначальниками которых являются Эндрю Ллойд-Уэббер и Тим Райс, которых нередко сравнивают с Роджерсом и Хартом (видимо, потому что они тоже расстались на пике своей славы), хотя по значимости для развития музыкального театра их следовало бы сравнить именно с Роджерсом и Хаммерстайном. 2 декабря 1943 года звукозаписывающая компания "Декка" выпустила пластинку "Оклахомы!". Впервые выпускалась пластника, на которой мюзикл был записан полностью, всеми актерами оригинального бродвейского состава и оркестром. Альбом стал золотым и в 1976 году вошел в Холл Славы Грэмми. ![]() Действие спектакля разворачивается где-то посреди оклахомских бескрайних просторов в начале ХХ века. Тогда Оклахома еще была не штатом, а просто областью расселения европейских переселенцев на индейской территории. Славный парень-ковбой Керли приходит на ферму тетушки Эллер с песней "О, что за чудное утро!" ("Oh, What a Beautiful Morning"), ставшей одной из "визитных карточек" мюзикла. Керли влюблен в племянницу тетушки Эллер — Лори. Он пришел, чтобы пригласить Лори поехать с ним на благотворительную вечеринку, которая проводится в ближайшем городке — Клэрморе. На таких мероприятиях обычно собирались все окрестные жители, чтобы, как говориться, и на людей посмотреть, и себя показать. Но Лори из упрямства отказывается, хотя совершенно очевидно, что Керли ей нравится. Назло Керли она соглашается пойти с Джадом Фрайем — наемным работником на их ферме, очень мрачным типом. Вскоре Лори начинает жалеть о своем поспешном решении, потому что понимает, что боится Джада. ![]() В это время из Канзас-Сити возвращается ковбой Уилл Паркер. Он выиграл главный приз в родео — 50 долларов! Эти деньги он намерен отдать отцу своей возлюбленной Эдо Энни — именно такую цену папаша Эндрю Карнс назначил за руку и сердце дочери. Он потратил все эти 50 долларов на подарки Энни и ее отцу. Друзья встречают парня как героя, и он взахлеб рассказывает им об огромном городе в котором он побывал: там небоскребы по целых семь этажей! Там везде центральное отопление!! А девушки там какие!!! Бедняга не знает одного — его возлюбленная за время его отсутствие флиртовала с коробейником-персом Али Хакином. Энни рассказывает об этом Лори, с которой они дружат. Такой уж у Энни характер — стоит мужчине начать говорить ей комплименты, и она тает, забывая обо всем на свете, и никак не может сказать ему "нет". Энни кажется, что она любит и Али Хакина, и Уилла Паркера. Но так уж получается, что папаша Энии застает ее в довольно компроментирующей ситуации с персом, и, не без помощи угроз посредством охотничьего ружья, заставляет того пообещать жениться на Энни. В отчаянии Али идет жаловаться ковбоям на свою тяжелую судьбу, утверждая, что нужно устроить революцию против папаш, которые с ружьями охраняют своих дочурок. Ковбои с готовностью разделяют его мечты на эту тему. ![]() Керли решает навестить Джада, чтобы понять, что он за тип. Убедившись, что тип он неприятный и что он, как и сам Керли, будет бороться за Лори до конца, он уходит, оставив Джада наедине со своими мечтами о женщине, которая будет принадлежать только ему, и о том времени, когда он наконец избавится от одиночества. ![]() Второй акт открывается благотворительной вечеринкой. Ковбои и фермеры, хотя и недолюбливают друг друга, собираются для общих дел: на этот раз, чтобы собрать деньги на постройку школы для их детей. Между ними происходят различные стычки, но уважаемые старейшины общества, в том числе и тетушка Эллер, уговаривают их жить в мире, так как все они — полноправные граждане территории, и никто из них не лучше и не хуже других. ![]() Для сбора средств устраивается аукцион. Девушки готовят корзинки с едой, которые затем достаются тем голодным ковбоям и фермерам, которые согласны заплатить за них подороже. Пока идет аукцион, перс умудряется избавиться от навязанной ему невесты, купив у расстроенного Уилла Паркера (ему отец Энни отказал на том основании, что у него больше нет 50 долларов наличными) все, на что тот потратил так необходимые ему деньги. Отец Энни вынужден согласиться отдать дочь Уиллу, как обещал. А Джад покупает у Уилла одну занятную вещицу — что-то вроде калейдоскопа с картинками обнаженных женщин. Казалось бы, невинные шалости, но есть одно но — в трубку встроено острое лезвие: даешь человеку трубку посмотреть, нажимаешь на пружину, чуть-чуть толкаешь, и… Чуть позже разгорается жаркая борьба за корзинку с едой, приготовленную Лори. Джад готов поставить все свои деньги, но Керли, продав седло, лошадь и даже пистолет, выигрывает аукцион, таким образом перейдя из ковбоев в фермеры — ведь ковбой без лошади и пистолета — больше не ковбой. Тогда Джад, как бы показывая, что не испытывает к сопернику никакой обиды, предлагает ему посмотреть в калейдоскоп. Слава богу, перс, бывший свидетелем покупки, сообщает тетушке Эллер об опасности, и она вовремя останавливает Керли и уводит его танцевать. ![]() На свадьбе все поют великолепный хорал "Оклахома!", давший название мюзиклу. Он и правда звучит как гимн: молодожены начинают жизнь в новом штате — Оклахома стала штатом! "Мы принадлежим этому краю, и этот край — великолепен!" — поют герои. Но свадьба прерывается неприятным инцидентом — появлением Джада Фрая, которого уже давно никто не видел. Он пьян и, требуя своего права поцеловать невесту, затевает драку с Керли. У Джада нож, и, в конце концов, в ходе борьбы он сам напарывается на него и умирает. Несмотря на то, что Керли de juro становится убийцей, на импровизированном на скорую руку суде все признают, что это была самозащита, и отпускают его — ведь не держать же парня в тюрьме в его первую брачную ночь! Наутро он и Лори отправляются в свадебное путешествие, провожаемые той же песней, что и открывала спектакль — "О, что за чудное утро!". ![]() В 1953 году штат Оклахома объявил песню "Оклахома!" официальной песней штата. А в 1955 году вышел одноименный фильм режиссера Фреда Циннеманна. В картине, продюсерами который стали Роджерс и Хаммерстайн, был слегка изменен сюжет и исключены две песни — баллада Джада "Lonely Room" и "революционная" песня Али Хакима "It's a Scandal! It's an Outrage!". Главные роли исполнили Гордон МакРэй и Ширли Джонс, которая уже играла роль Лори в театре. Фильм получил два Оскара — за лучшую музыку и лучшую работу со звуком. В 1998 году в Лондоне спектакль "Оклахома!" был поставлен вновь, на этот раз Королевским Национальным Театром. Режиссер шоу Тревор Нанн, как всегда, собрал великолепную команду. В нее вошли художник по декорациям Энотни Уард, хореограф Сьюзан Строман, художник по свету Дэвид Херси. Роль Керли исполнил обаятельный Хью Джекман, знакомый русскому зрителю прежде всего по роли Росомахи в фильме "Люди Х", а также по фильмам "Пароль Рыба-Меч" и "Кейт&Лео". Лори играла Жозефина Габриэль, тетушку Эллер — Морин Липман, получившая премию Лоренса Оливье за лучшую роль второго плана в этой постановке. Али Хакина блестяще сыграл англичанин греческого происхождения Питер Поликарпоу — первый исполнитель роли Джона в мюзикле "Мисс Сайгон", также принимавший участие в юбилейной записи "Отверженных" в роли одного из студентов и сыгравший эпизодическую роль одного из помощников Хуана Перона в фильме "Эвита". На постановке побывала ныне покойная королева-мать в день своего 98-летия. В 1999 году за спектакль взялся Камерон Макинтош, предоставив ему новое помещение — театр Люцеум, где "Оклахома!" шла 23 недели, успев получить множество наград, среди которых премии Лоренса Оливье (за режиссуру, лучшую женскую роль второго плана, лучшую мужскую роль второго плана, и лучший мюзикл) . В апреле 1999 спектакль посетили королева Елизавета II, принц Филип и Мэри Роджерс. Вскоре вышла видео-версия постановки, получившая теле-премию Эмми. ![]() Странно, что спектакль с, казалось бы, чисто американской тематикой завоевал мир и, похоже, не собирается сдавать своих позиций. Лига Драмы Нью-Йорка объявила "Оклахому!" лучшим мюзиклом века. В чем же секрет такого успеха? Этот мюзикл вовсе не вестерн, как может показаться с первого взгляда: это история о любви, не только любви людей друг к другу, но и любви к своей стране, к своему краю — пускай затерянному где-то в пыли прерий, но от этого не менее дорогому. Автор: Елена Труфанова | |
Просмотров: 5295 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 12 | 1 2 » |
| |
1-10 11-12 | |