Главная » Статьи » Фонтан

Потрясающая рецензия на "Фонтан"
Фонтан (Fountain, The)


Взявшись за себя и собрав в кучу мысли, возникшие после просмотра этого фильма, только сейчас решилась написать этот отзыв, хотя картину увидела еще весной. Сказать, что тогда это был шок — это значит, ничего не сказать. Участвовать тогда в обсуждении фильма — не представляла для себя возможным, потому что-то, что творилось тогда в душе, было слишком остро и болезненно. Выставлять оценки и читать чужие рецензии — не хотела принципиально, потому что не люблю подсказки в виде чужих, возможно и правильных идей. Хотела дойти до сути сама.

Больше полгода жила с воспоминаниями о фильме, привыкая к собственным ощущениям. На днях пересмотрела фильм второй раз. И внезапно как будто тумблер в голове перещёлкнул! Всё вдруг встало на свои места и стало ясно. Вся головоломка из отдельных фрагментов, эмоций, символов сложилась. Не терпится поделиться своим открытием.

Иззи

Мы травой проросли друг в друга,
Узелки завязались туго,
Зацепились корнями судеб,
Но я же вижу, что с нами будет…

Ева Польна

Кто-нибудь когда-нибудь задумывался над тем, а каково же было Иззи в те страшные дни, недели (или месяцы?), когда она узнала, что обречена на смерть? Каково это — жить, каждое утро, просыпаясь, как в последний раз? Каждый день думать, что может быть завтра тебя уже не станет? Каково это — видеть, как твой любимый бьется за твою жизнь, выматываясь, работая сутками без сна и отдыха и постоянно обвиняя себя самого в бессилии и неспособности помочь тебе? И это его огромное чувство вины захлестывает все остальные эмоции и мысли, оно льется через край и вопит от предстоящего ужаса. Насколько страшно было Изабель в те дни от приближения неотвратимого будущего, от тягостного настоящего и от тоски по ушедшему беззаботному светлому прошлому?

И в голове не укладывается, каким образом в такой тяжелейшей ситуации она не поддалась истерике, панике, страху? Как сумела среди всего хаоса мыслей и эмоций найти смысл собственной жизни? Как хрупкая маленькая женщина смогла, превозмогая приступы боли, обрести ту самую гармонию и спокойствие? Где тот источник, откуда черпала она силы для того, чтобы держаться самой и поддерживать близкого человека? Откуда ей пришли в голову мысли, которые она сложила в строки и главы своей книги? Как она смогла найти тот самый, единственно верный способ, уйдя туда, откуда не возвращаются, протянуть руку помощи любимому человеку?. .

Их мир — это безграничный мир их единой и неделимой любви, их общих переживаний, общей боли, общей фантазии, общих снов, общего бессознательного. Этот мир таков, что если страдает один, то и второму безумно плохо. И это взаимодействие двух любящих людей на самых тонких необъяснимых уровнях позволило женщине дать подсказку мужчине о том, где ему искать гармонию и смысл в дальнейшей жизни…

Она придумывает и рассказывает мужу легенду о далекой погибающей звезде в густой туманности — Шабальба, как источнике вечной жизни…
Вот что Иззи говорит Тому:
«Это туманность вокруг умирающей звезды… Майя называли это Шабальба. Потусторонний мир. Место, где возрождаются души… Когда-нибудь эта звезда умрет и даст жизнь новым звездам…»

Не знаю, как Вам, а мне приходит в голову невольное сравнение этой туманности с тем явлением, что в Тибете именуют «Шамбала».

Для справки:
Шамбала — мистическая страна в Тибете. Существует предположение, что в Шамбале хранится весь генофонд человечества.

Так же существует мнение, что Шамбала — это не есть какое то конкретное место, но это состояние души! То есть Шамбала у каждого в сердце, надо лишь отыскать ее в себе, иными словами — достичь просветления.

 В теософской традиции Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Находится в высших вибрациях, и поэтому невидима и недоступна для непросветленного человека. Подробно описана в работах Николая и Елены Рерих.

Как вы теперь думаете, схожесть этих явлений — случайна?

История испанского конкистадора в поисках древа Жизни — также плод фантазии Иззи. Эта легенда появилась (как мне это представляется) из давнего увлечения ею историей цивилизации майя и из разговоров с мужем, который, пытаясь найти лекарство, исцеляющее от рака, проводит научные изыскания над вытяжками и экстрактами редкого тропического дерева, растущего в джунглях Южной Америки. Фантазия Иззи, своеобразным образом переработав информацию, создает эту удивительную историю…

Об Испании, охваченной огнём, о стремящемся к власти великом инквизиторе, несущем повсюду смерть, о красавице королеве Изабелле и о благородном и преданном конкистадоре Томасе, который, ради любви к своей королеве, готов на любые подвиги и жертвы… И о поисках им мифического Древа Жизни.

Иззи пишет книгу, точно зная своего первого читателя. Почти закончив свою историю, она дает возможность мужу дописать ее самому. Строка «Он видел перед собой только смерть…» стала последними словами, написанными ее рукой. Что будет дальше, после встречи со смертью, ей неизвестно. Будущее скрыто от нее. Но это узнает Он, ее любимый…

Том

Сотни лет вместе на свете белом,
Мы стали с тобой единым целым…

Ева Польна

И он это узнает. В реальной жизни заглянет он в глаза смерти, ощутит ее холодное дыхание, почувствует страшную боль потери любимого человека, и увидит пустоту и бессмысленность дальнейшего существования без нее…

Читая легенду, написанную женой, Том погрузится в ее (точнее, — их общий) мир, прочувствует его каждой клеточкой, каждым волоском на теле, прикоснется к любимой женщине снова, прошепчет ей те слова, которые так мучительно хотелось сказать… И сквозь тяжелейшие страдания, сквозь болезненные сны, уносящие его в далекое будущее в ту самую прозрачную сферу, Том сможет обрести гармонию с самим собой и окружающим миром.

Картины нереального будущего — это (как мне представляется) сны Тома, это его воспаленная фантазия, разбуженная трагедией и прочитанной, прожитой им книгой. Болезненное воображение ударило по страдающему сознанию человека мощным рикошетом. Подсознание прорвалось сквозь обычные защиты и выплеснулось в виде сферы, летающей в межзвездном пространстве, в виде мужчины, беззащитного, босого, с абсолютно лысой головой.

Кстати, Вы не увидели схожесть этого образа с образом классического тибетского монаха? Та же абсолютно голая голова, медитативная поза лотос…

Для справки:
Существует версия, что представители разных религий: тибетские ламы, египетские жрецы, католические священники и многие другие полностью бреют голову, чтобы оголить корни волос, поскольку именно через корни волос осуществляется связь человека с предками и близкими людьми, отошедшими в мир иной.

По другой версии наголо обритая голова — символ самоотречения от Космоса, самоотказ от активного взаимодействия с ним. Это принесение своеобразной жертвы. Перспектива такого человека — раскрыть, реализовать тот остаток творческого потенциала, который у него сохранился. Восполнения творческих сил из Космоса он уже иметь не будет.

Есть над чем задуматься, правда ведь?…

Прорывы подсознания Тома — в виде дерева с живыми человеческими волосками на коре, в появлении множества татуированных колец на руках мужчины (как память и непроходящая вина о потерянном в реальности обручальном кольце), в образе неоднократно появляющейся жены, зовущей на прогулку (как постоянно ноющая боль в сердце из-за явного недостатка внимания, которое он уделял Иззи в последние дни) …

Так через свое распахнутое незащищенное подсознание Том выходит на тонкие уровни непостижимого. Он возносится к своей Любви, обретает божественный дар, называемый мудростью, просветлением, и находит свою собственную Шамбалу…

Идея соединения Буддийских традиций Тибета с культурным наследием Майя (в образе Древа Жизни, выросшего из человека) — не нова, но глобальна. Она заявляет о единстве всего сущего на Земле, о единых корнях всех цивилизаций, о том, что представляет собой суть человеческой жизни вообще…

Фильм несет в себе огромный пласт идей, образов, мыслей… Он невероятно глубок, прекрасен и сложен. Он весь пронизан тонкими, незримыми, сверкающими золотыми нитями, которые связывают между собой героев, обстоятельства, времена, символы…

Главная мысль фильма заключена в названии. Фонтан. Источник мудрости, гармонии, жизни. И этот источник — Любовь. Великая и всесильная, побеждающая страдания и смерть. Любовь, дающая надежду. Любовь, возвращающая смысл человеческой жизни. Любовь, ломающая границы реальности и фантазии. Любовь, несущаяся сквозь столетия и заключенная в одном мгновении. Любовь — как огромный неиссякаемый источник жизни на земле.

Увидеть этот фильм, для меня лично, — равносильно тому, что на мгновение прикоснуться к настоящему сокровищу.

А то, что это шедевр — не подлежит сомнению! Это одна из тех редкостных сияющих жемчужин мировой культуры, которую ловец жемчуга выискивает, заглянув в тысячи пустых раковин. Это настоящее золото, крупинку которого золотоискатель находит, просеяв тонны песка. Так и зритель. Просмотрев сотни и тысячи фильмов, он внезапно натыкается на то, что приковывает взгляд, поражает в самое сердце и уже никогда не забудется. Это останется в душе навсегда. И это называется — подлинное ИСКУССТВО!

Выставление оценку этому фильму для меня лично кажется занятием нелепым и странным. Ибо, как можно по 10-бальной плоской шкале оценить, допустим, полотно Рафаэля? Это нереально. Это выше оценок. Так и этот фильм. Для меня лично, это шедевр такого же масштаба, как творения великих художников Возрождения.

Спускаясь на нашу грешную землю, понимаю, что выставить 10 — это безумно мало, но также реально признаю, что НЕ выставить — еще хуже. Поэтому ставлю высший балл. А мысленно пририсовываю к 10 справа кучу нулей.

«Фонтан» — это живописное полотно, пока не оцененное по достоинству современниками. Но я уверена, что картина пройдет через года и десятилетия, и когда-нибудь наши потомки смогут воспринять ее по настоящему, потому что «Фонтан» — достоин этого. Это — живопись в движении и во времени.

Это — Новый Ренессанс.

Автор 
Murlyka
Категория: Фонтан | Добавил: Марк (30.12.2007)
Просмотров: 19149 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/19
Всего комментариев: 8
avatar
8 corcor • 00:35, 03.02.2017
Последний же враг истребится - смерть
avatar
7 byntkktrnn • 13:52, 01.02.2017
Что касается бритой головы, то это чисто гигиеническая процедура, которую затем, скорее всего, попросту легендировали сакральными мотивами. Монахи, любые, не только тибетские, жили очень небогато и в интимной близости с паразитами. Вшами, клопами, блохами. Христианские богословы в своих мемуарах и наставлениях об этом открыто писали. Так что выбрить все волосы, это наиболее доступный и дешёвый способ борьбы с этой кусачей братией.
avatar
6 Ленчик • 14:09, 04.07.2009
Фильм тем и прекрасен что заставляет задуматься.Режисёр создал другой мир в который погружаешся на протяжении всего просмотра,и находишся долго после его окончания...Мысли могут у каждого разные по поводу "Фонтана",но они свои,и этим он прекрасен!!! 14 Но в одном мы сойдёмся-это УМОПОМРАЧИТЕЛЬНОЕ КИНО!!!!Я пересматривала его 4 раза,и каждый раз был как ПЕРВЫЙ!Я не много знаю кино которые могут таким похвастаться.Рекомендую:кто не видел-посмотрите,не пожалеете! good2_002
avatar
5 correct • 17:10, 22.09.2008
Хотелось написать разгромную и не менее потрясающую рецензию автору этой статьи.
Но не буду.
Я очень люблю этот фильм.
Аранофски действительно художник.
И мой вам совет - не думайте о тем что там происходит. Как и любое произведение искусства его не возможно понять головой, а можно только почувствовать.
Откройте свое сердце и смотрите фильм.
avatar
4 Nata • 15:57, 24.06.2008
Дерево, которому преклоняется человек с обритой головой, - это образ Изи...помните как в фильме последнее, что она рассказывает, это как Моисей рассказал, что когда его отец умер, тот посадил на его могиле семечку и из него выросло дерево, и его отец, по поверьям майя, стал частицей этого дерева....Том также сажает семя на могиле Изи....Он ухаживает за этим деревом...кушает его кору, чтобы соединиться с Изи, чтобы ее душа стала частицей его души....так как Моисей говорил, что прилетевшая птица и съевшая плоть дерева, унесла и частичку души его отца.... sad ...этот фильм шедевр!...этот фильм нужно не столько понять, сколько прочувствовать....каждой клеточкой тела...
"Смерть- это путь к благоговению!"...все верно....Майя знали намного больше всех нас.......
avatar
3 Nata • 15:34, 24.06.2008
А я согласна абсолютно со всем, что здесь написано...Этот фильм действительно настолько глубок, что его дано понять не каждому...потому что люди видят поверхность, но не хотят проникать в саму суть!не каждому дано понять и прочувствовать настоящую любовь как у Изи и Тома...Хью Джекман великолепно сыграл эту роль, потому что он сам знает, что такое Любовь и что такое жить с любимой много лет с неугасимым чувством...на мой взгляд это его самая лучшая роль...Мне не пришлось ждать целых полгода, чтобы понять смысл этого фильма...я сразу все поняла....и на моих глазах появились слезы....
Шабальба - это мир, по мифологии майя, куда попадают души умерших...куда стремятся "очистившиеся души"...а очистится душа может только пройдя страдания...Души Изи и Тома достигли Шабальбы....так как все страдания, которые они перенесли на Земле ( она же ад) очистили их души.... А любовь крепко связала их на вечность...потому что они родственные души и образовали, соединившись, единое неразрушимое целое!
avatar
2 Элли • 19:27, 28.03.2008
Ассоциировать Шибальбу с Шамбалой - то же, что ссыпать в одну кучу Гитлера, Гиммлера и Гебельса только потому, что у них на Г фамилии начинаются.
Третий, футуристический образ может претендовать на реальность в фильме. Открыв эликсир вечной молодости, Том живет тьмы сотен веков, и, наконец, воплощает свой замысел - летит к Шибальбе вместе с деревом, которое является самой Изи, поскольку ее душа вошла в смоковницу, выращенную Томом на ее могиле. Его цель, - воскресить любимую. Большинство поспорит, но это фильм с хорошим концом, потому что цель достигнута. Чтобы продолжить цикл вечного перерождения, выполнив, тем самым, свое жизненное предназначение, герои сливаются с мировой энергией. Вот тут уместно ассоциировать Шибальбу с Орлом у Кастанеды. Аранофски, видимо, приятней называть это Фонтаном, впрочем, смысл названия этим не ограничивается.
Как и сам фильм. Меня лично волнуют не интерпретации - тут же символизм чистой воды: и все эти кольца, и все эти деревья... Символизм, которым нужно наслаждаться, а не рационализировать. Меня волнует другое. Я столько лет пыталась сбалансировать ужас человеческого существования с его прелестью, и мне это почти удалось, - СМИ в последнее время не балуют философскими сентенциями! Но тут вышел этот пронзительный фильм, видео на грани нервного срыва с такой угнетающе-потрясающей музыкой, что я вновь почувствовала, как во мне кричит и бьется вся Вселенная, и крики эти причиняют жуткую боль.
Так что не знаю, сказать ли за это спасибо или возненавидеть тех, кто фильм создал...
avatar
1 Hermion • 00:57, 03.03.2008
не согласна со многим тут написанным. Очень надуманно. Истина проще, на мой взгляд. И тем она прекраснее.
ComForm">
avatar